Уличная драка, рукопашный бой

Защита от захватов

Захват

Суть этого приема в том, чтобы не просто погасить удар, а захватить при этом ногу противника и провести бросок. Технически выполняется захват довольно просто. Допустим, тебя атакуют сбоку правой ногой в корпус. Ты немного опускаешь правую руку вниз, согнув ее в локте под прямым углом, прижимаешь плечо к телу и принимаешь на эту руку удар. В тот момент, когда нога касается твоего плеча, просто резко сгибаешь руку, так, чтобы нога противника оказалась зажатой между твоим плечом и предплечьем в районе локтевого сгиба. Вторая рука не болтается без дела, а тут же прихватывает "пойманную" сверху или (в зависимости от того, какой контратакующий прием ты собираешься проводить) за плечо, шею или корпус противника.

Нюанс. Захватывать ногу нужно как можно ближе к колену. В идеале твой локтевой сгиб должен четко приходиться под коленный сгиб ноги противника. Для этого тебе нужно сделать движение навстречу удару. Не бежать от него, а наоборот, немного сократить дистанцию, сделав небольшое подшагивание. Закрывай в этот момент голову руками.

Держать ногу нужно очень крепко - противник обязательно постарается вырвать ее. И нельзя, захватив ногу, предаваться размышлениям. Захватил - сразу иди на бросок. Если не умеешь бросать, просто толкни противника, удерживая его ногу. Не можешь толкнуть - бегай по всему рингу, атакуй его опорную ногу лоу-киком. Словом, что-нибудь да делай.

Потому что противник может тут же сориентироваться и предпринять контратаку. Это могут быть просто сильные удары в голову, которая у тебя в этот момент полностью открыта, или уход кувырком, или попытка сделать "ножницы" - есть масса способов уйти из захвата. Так что захваченная нога - это еще не победа.
Тут весь вопрос в том, кто быстрее предпримет активное действие. Конечно, у тебя более выигрышная позиция, но расслабляться нельзя. В любую секунду она может превратиться в проигрышную. Короче, правило железное: захватил - бросай.

Удобнее всего проводить захват при ударах по среднему уровню. При ударах в голову - тоже можно, но тогда нужно жестко блокировать удар рукой, противоположной бьющей ноге противника. Бьют правой ногой - блокируй левой рукой, а потом уже подключай правую.
Атаки в нижний уровень перехватывать довольно сложно и опасно - приходится нагибаться, а это всегда чревато.

Подхват

Подхват (не путай с видом броска) - это тот же захват, но против прямого удара ногой. Цель у подхвата та же - захватить ногу противника и вырвать инициативу. Однако выполняется он иначе.

Из боевой стойки ты делаешь небольшое "отшагивание" в сторону бьющей ноги. Бьют правой, значит, шагаешь вправо, уходя с линии атаки. Когда нога пролетает мимо тебя, правой рукой, как крюком, подхватываешь ее под подколенный сгиб - нога захвачена. Левой рукой можно нанести удар в голову. А еще лучше - захватить противника за плечо и выполнить элементарную подсечку. Противник ведь стоит на одной ноге, верно? Вот и выбей ее своей ногой. Бить нужно под самую пятку и в том направлении, куда смотрит носок опорной ноги противника. Одновременно с подсечкой левая рука осуществляет рывок назад-вниз. Все, противник на земле.

Защита от лоу-кика

От ударов по нижнему уровню нужно защищаться ногами. Руки, как я уже говорил, тут пускать в ход опасно - можно получить хороший прямой в челюсть. А голова, она по определению, важнее, чем нога. Поэтому рекомендую сразу забыть про всякие блоки руками при лоу - кике.

Как же защищаться? Элементарно! Просто поднять согнутую в колене ногу, которую атакует противник. Нога, естественно, должна быть напряжена. Только поднимать нужно не очень высоко. Так, чтобы удар не пришелся по опорной ноге. Ударить противник должен по поднятой ноге, но уже не только по бедру, а еще и по голени. Увеличивая
поверхность, на которую падает удар, ты тем самым его гасишь.

Еще один способ: немного повернуть колено навстречу ударной ноге и напрячь мышцы бедра. Удар должен прийтись не на боковую поверхность бедра, а на четырехглавую мышцу и скользнуть вверх по ноге.

Или ты можешь, не дожидаясь, пока противник доведет удар до конечной фазы, просто пнуть его в бедро атакующей ноги. Но тут необходимо поймать нужный момент. Увидел, что противник "заряжает" ногу, - сам быстро атакуй ее. Тут нет нужды бить четко и сильно. Достаточно именно слегка пнуть его в бедро. Атака сорвется.

Наконец, можно и просто потерпеть. Если ты готов к удару, если мышцы ноги напряжены, а сама она плотно стоит на полу, ничего страшного с ней не случится. Будет, конечно, немного больно. Но это пустяки, есть вещи и похуже.

Так. Ну, на этом разбираться с техникой ног закончим, пожалуй. Что? Разочарован? Где же прыжки и головокружительные пируэты? Я уже говорил - в балете. В этой книге только та техника, которая реально работает в реальном бою. Реально - ключевое слово.

Когда я только начинал заниматься боевыми искусствами, я тоже, насмотревшись боевиков и фильмов с Брюсом Ли, мечтал об эффектных "приемчиках". И признаться, угрохал кучу времени на освоение всякой ерунды, вроде "ножниц", ударов ногой в прыжке и прочей киношной мутотени. Мне, правда, повезло с тренером - он успел научить меня и тому, что нужно в бою на ринге. Так вот из всего технического багажа, который у меня накопился за пятнадцать лет тренировок, на ринге я обычно использовал три удара ногой, три удара рукой и пару бросков. Хватало за глаза и за уши. Остальные навыки пригодились только однажды - когда я сдавал экзамен на черный пояс. Да и то не все.

Словом, не гонись за красотой. Стремись к эффективности. А эффективность - это простота.

Ну да ладно, хватит болтать, пора переходить к самому, пожалуй, сложному техническому разделу-к бросковой технике.